Догматист, оратор и поэт

На протяжении многих столетий Святая Церковь бережно хранит и передает будущим поколениям красоту богослужебных песнопений. Слушая и произнося пронзительные слова молитв и канонов, задумываемся ли мы об их творцах?

Одним из великих и почитаемых песнотворцев является преподобный Иоанн Дамаскин. О жизни автора многих молитвословий и канонов, в числе которых и Пасхальный, наш сегодняшний рассказ.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин жил в VIII веке. Дамаскин − это не фамилия, как некоторые читатели могут подумать. Прозвание, прилагаемое к имени святого, указывает на место, где он подвизался или откуда был родом. Так и здесь: преподобный был родом из столицы Сирии Дамаска. Его отец, христианин, занимал важную должность при дворе. У них с женой долго не было детей, поэтому в его доме появился приемный сын Косма. А вскоре родился собственный сын, Иоанн. Учил мальчиков монах, который попал в плен и был выкуплен отцом Иоанна. Учение давалось детям легко. Святитель Димитрий Ростовский в своих Четьих Минеях говорит, что в постижении наук «Иоанн бе, аки орел, по воздуху паряй, тако высоких достизаше во учении таинств; духовный же брат его Косма, аки корабль, по морю веющу ветру скоро плаваяй, тако скоро постизаше премудрости пучину». По словам святителя, способности Иоанна были настолько исключительными, что «в некиих премудростех» он быстро превзошел своего учителя.

 

Чудо исцеления

 Когда названые братья выросли, старший поступил в монастырь, а младший занял должность при дворе дамасского халифа. В то время в Византийской Церкви распространилась ересь иконоборчества. По приказу императора иконы выбрасывали из храмов и домов, жгли, рассекали, замазывали краской и т.п. Иоанн разослал несколько писем, говоря в них о верности православию, об иконопочитании и ложности учения иконоборцев. Император не вынес критики в свой адрес и оклеветал юношу перед дамасским халифом. Тот же, следуя восточному обычаю, приказал отсечь у Иоанна кисть правой руки. Приказ был исполнен. Иоанн, вернувшись домой, долго молился со слезами перед иконой Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи, и во сне увидел Матерь Божию. Она сказала юноше, что рука его здорова и он должен теперь усердно трудиться ею. Действительно, будущий святой увидел, что Господь и Матерь Божия сотворили чудо над ним: рука оказалась исцеленной. Только на месте раны остался тонкий шрам. И вновь юноша молился, теперь уже со слезами благодарности. Вскоре о чуде узнал халиф. Он просил у Иоанна прощения и звал его занять прежнюю высокую должность при своем дворе. Но тот отказался и, раздав все, что имел, ушел в монастырь.

 

Цена послушания

По обычаю всякий поступивший в обитель должен иметь наставника из числа опытных монахов. Однако, зная ученость нового брата, никто не соглашался стать его учителем. Наконец один старый монах, будучи прост нравом, взял его к себе в келью. Желая научить монашескому смирению, старец повелел воспитаннику ничего не делать по своей воле, оставить сочинительство (а надо сказать, что Иоанн с юных лет прославился даром слова), забыть все, что касается мирских наук, не хвалиться своей ученостью и мудростью, но молиться и просить Господа об оставлении грехов. Ученик исполнял повеление без ропота, хотя наставник не раз испытывал его. Как-то раз монах отправил Иоанна в Дамаск, чтобы он продал там корзины, причем цену за них старец назначил непомерно высокую. Будущий святой пришел в столицу, но корзины продать не смог. И лишь на исходе дня его увидел бывший слуга. Слуга не показал своим видом, что узнал прежнего господина, но подошел и купил у него весь товар. Но однажды, когда монах-наставник отлучился, к его подопечному пришел в слезах инок. Он рассказал о том, что стал монахом вместе с родным братом, но брат умер и скорбь одолевала оставшегося в живых. Пришедший просил Иоанна написать умилительную надгробную песнь, чтобы ослабить сердечную боль. Иоанн, помня наставления, отказался. Но инок настаивал, и тогда прославленный даром слова, сочувствуя ему, написал трогательные погребальные песнопения: «Кая житейская сладость», «Вся суета человеческая», «Где есть мирское пристрастие», «Помянух пророки вопиюща», «Плачу и рыдаю» и другие – они и доныне звучат при отпевании усопших. Старец, узнав о происшедшем, разгневался и выгнал ученика из своей кельи. Иоанн, горько плача, просил о прощении. Монахи обители заступались за него, прося: «Наложи на него епитимью, но не прогоняй от себя». Наставник долго упорствовал, но наконец смягчился и назначил Иоанну наказание: он должен был вымыть все нечистые места в монастыре (той самой рукой, которую исцелила Богородица!). Провинившийся с радостью согласился и исполнил назначенное. Старец же умилился смирению своего воспитанника и стал жить с ним в полном согласии. Источник для вселенной Через некоторое время наставнику будущего святого явилась Божия Матерь и сказала: «Не заграждай источник, который напоит всю вселенную». Наутро он рассказал ученику о чудном видении, просил прощения за свое неведение и грубость и снял запрет на сочинение песнопений и духовных книг. Лишь тогда его воспитанник вернулся к своим прежним трудам. Напомним, что русский поэт Алексей Толстой в поэме «Иоанн Дамаскин» изложил часть жития преподобного.

 

Труды преподобного

По мнению Преосвященного Филарета, епископа Черниговского, «Дамаскин в своих сочинениях догматист и полемик, историк и философ, оратор и поэт церковный». Преподобным Иоанном написано множество богословских трудов. Это «Источник знания» – книга, содержащая три труда: философский – «Диалектика», обличительный – «О ересях» и «Точное изложение православной веры» – систематическое изложение основ православия. Среди других творений преподобного следует назвать «Священные параллели», «Об образе Божием в человеке», «Руководство», ряд проповедей, обличения ересей и пр. Кроме того, он обновил богослужебный Иерусалимский устав и составил Месяцеслов. Но совершенно особое место среди трудов преподобного Иоанна принадлежит песнотворчеству. Им составлены Пасхальный канон, каноны на Благовещение, Успение, Рождество Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Вознесение – всего более 60, множество стихир и других гимнов в честь Богородицы и святых, а также надгробные песнопения. Кстати, составлением канонов занимался и названый брат преподобного, известный ныне как святитель Косма Маиумский. Преосвященный Филарет, епископ Черниговский, говорит: «Иоанн Дамаскин был такой песнописец, которого выше ни прежде, ни после не было в Церкви». Поясняя это высказывание, заметим: Иоанн был творцом не только молитвенных текстов, но и мелодий. Его песнопения распространились в Византии и других областях. Он создал Октоих (по-русски Осмогласник) – собрание молитвенных текстов с их напевами, в которое вошли песнопения, созданные многими поколениями различных народов. Эти песнопения были не только собраны, но систематизированы и усовершенствованы. Монахиня Игнатия, автор книги «Церковные песнотворцы», пишет: «Среди живого наследия Церкви, живых скрижалей ее слова особенно ценны, особенно охраняются труды святых отцов, посвятивших себя составлению песней церковных, образующих весь чин богослужения. В числе этих бессмертных имен, давших людям неугасающее пламя Божественной жизни, имя преподобного Иоанна Дамаскина занимает одно из видных мест... Спасение, изведение человека из мрака и глубин греха в свет, веселие и любовь Христова и всей Святой Троицы есть наиважнейшая, по нашему мнению, самая главная тема, которая выделяет труды (особенно каноны) Иоанна Дамаскина среди трудов других песнописцев. Во всем песнотворческом достоянии Церкви никому из песнописцев не удалось сказать таких проникновенных и психологически близких человеку слов, какие сказал преподобный Иоанн Дамаскин. Если иметь в виду образы природы Божией, данные преподобным в отдельных строках антифонов, его глубокие размышления о природе души человеческой – этого будет достаточно, чтобы запечатлеть образ преподобного как глубочайшего психолога и тонкого поэта-песнописца».

Вера ЕПИФАНОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.