Зачем православным святой в дупле?

С момента Сошествия Святого Духа на апостолов каждый член Церкви Христовой имеет возможность стать святым, к чему, собственно, и призван согласно Божественному замыслу. Что же такое святость?

Святитель Феофан Затворник указывает на то, что между христианской святостью и простой добропорядочностью, некой нейтральной «хорошестью», существует различие: «святой – не только "добродетельный", но главное – освященный благодатью Святого Духа, и соделавшийся жилищем Его».

Святой становится богом по благодати, весь его душевно-телесный состав освящается, пронизываясь Божественной энергией. В святом нет раздвоенности внешнего и внутреннего, он целостен: не хочет показаться людям праведным, пытаясь завоевать выгодное отношение к себе окружающих. Он праведник, для которого основная боль – подлинность его отношений с Богом. Святой добровольно подчиняет свою волю благой воле Божией, мужественно совлекая с себя греховные опухоли, образовавшиеся в душе и поразившие разум, чувства и волю.

Какие бывают святые?

 Это внутреннее делание человека может выражаться различно, поэтому в православной традиции выделяют несколько чинов святых в зависимости от того, какой подвижнический образ жизни избрал человек и чем послужил Богу.

Какие это чины?

• мученики (святые, отдавшие жизнь за Христа и веру),

• преподобные (святые монахи и отшельники),

• святители (святые епископы),

 • равноапостольные (святые миссионеры),

• праведники (святые миряне),

• благоверные цари и князья (святые христианские правители),

 • юродивые (святые, притворявшиеся безумными, чтобы принять поругание от мира и победить гордость).

Церковь видит в святых назидательные примеры, достойные подражания, поэтому она из века в век бережно хранит жития древних и запечатлевает жизнеописания новых подвижников.

Каноническое житие – это словесная икона святого, изображающая его в прославленном состоянии, которое является итогом его праведной жизни. Парадоксальные примеры Однако читая истории о жизни христианских подвижников, порой можно обнаружить, что они совершали действия весьма странные с точки зрения среднестатистического современного человека.

В свою очередь, наличие подобных фактов, зафиксированных в некоторых житиях, дает основание антихристианской критике указывать на них пальцем, говоря: «Смотрите! Вот идеал для верующих, к которому каждый из них стремится! Вот образцы поведения! Большую часть их святых следовало бы немедленно поместить в психиатрический стационар!». И дальше, конечно же, идут доказательства: тенденциозная подборка примеров, специально изложенная таким языком, чтобы пробудить в читающем максимальное отвращение или смех.

Примеров «ненормального» поведения, действительно, в житийной литературе можно накопать много. Давайте посмотрим на некоторые из них?

Преподобный Макарий Александрийский (IV в.), чтобы победить искушения беса любодеяния, шесть месяцев сидел нагим в скитском болоте, предоставив свое тело в пищу комарам.

Преподобный Симеон Столпник (V в.) тридцать семь лет совершал аскетические подвиги, стоя на столпе (в частности, терпел червей, которые завелись в его ранах, и не пытался избавиться от них).

Святой Симеон, Христа ради юродивый (VI в.), ходил нагой по рынку, у всех на виду ел мясо, пришел голый в женскую баню, за что был побит.

Преподобный Илия Пещерник, Калабрийский (X в.), жил в пещере.

Преподобный Тихон Калужский (XV в.) поселился в дремучем лесу в дупле большого дуба.

Преподобный Нил Столобенский (XVI в.) спал только сидя.

 Святой Василий Блаженный (XVI в.) ходил зимой и летом голый и кидался человеческим калом в тех, кого считал еретиками.

Преподобный Корнилий Переяславский (XVII в.) тридцать лет молчал в затворе.

Ну как, впечатляет? Может быть, всем, кто почитает таких людей, уже пора подлечиться? Но давайте все-таки подождем и прежде всмотримся в эту конструкцию. Как создать мистификацию? Нужно взять немного правды и хорошенько разбавить ложью. Каких православных святых чаще всего приводят в качестве примеров эпатажного поведения? Юродивых и преподобных отшельников. Это значит, что производится очень узкая выборка из большого спектра путей к святости, которые существуют в православной традиции, и именно эта выборка выдается критиками за единственно возможный идеал поведения для верующего.

Спектакли и пустыня

 Пути к святости можно разделить на два магистральных потока: святость в миру (в обычной повседневной жизни) и святость в удалении от мира. Юродивые и отшельники относятся ко второму направлению, поэтому они по умолчанию особенно резко входят в противоречие с мирским эгоизмом, комфортом и здравым смыслом. Юродивые, оставаясь в мире, уходят из него не пространственно, затворяясь в монастыре или пустыне, а социально: они играют спектакль, притворяясь безумными, именно для того, чтобы общество отвергло их.

Подвиг юродивого – в приобретении глубочайшего смирения, а также в обличении и посмеянии над страстями, которые царствуют в людях. В подлинном юродивом царствует Бог, а не страсти, поэтому он свободен.

Христианский монах-отшельник уходит из мира не только духовно, но и пространственно, поселяясь в уединенном месте: пустыне, скиту, лесу, пещере. Его цель – победить свои страсти, чтобы в сердце воссиял Бог. И средством для этого служит особый уклад жизни: молитва и аскетические подвиги. Он много молится, трудится, мало ест, мало спит, учится терпеть неудобства. Так он ослабляет страсти, воюющие через тело и душу. Монах стремится достичь святости, максимально отказываясь от всего, что привязывает его к земле.

Посторонним вход воспрещен

Юродство и отшельничество – исключительные пути к святости: выдержать их способны единицы. И Церковь всегда подчеркивала опасность этих подвигов, а не призывала всех поголовно заселяться в дупла или кидаться в прохожих калом. Церковь Христова приняла юродство и отшельничество со всей их экзотической спецификой как подвиги, ведущие к спасению, бережно сохранила жития этих святых, но повесила большую табличку: «Посторонним вход воспрещен – опасно для жизни!».

 Игумен монастыря, в котором первоначально подвизался Симеон Столпник, например, адекватно реагировал на его чрезмерный аскетизм: «Как бы другие, более немощные, не стали подражать ему и не сделались сами виновниками своей смерти». Святой Симеон изобрел новый подвиг – стояние на столпе, поэтому святые отцы решили испытать аскета. Когда Симеону было объявлено решение собора отцов-пустынников, согласно которому он должен был оставить столп и последовать уже выработанным, проверенным формам подвижничества, святой принял это и начал спускаться со столпа. Его остановили и разрешили продолжать свой подвиг, так как он доказал, что находится в здравом уме и способен слышать голос старших и более опытных в Церкви. Таким образом, жития, изображающие подвиги святых, могут быть правильно поняты лишь в контексте православного учения о духовной жизни и церковной оценки исторического пути развития внешних форм аскетизма, специфики каждого конкретного чина святости.

Житие, вынесенное из пространства церковного понимания и препарированное секулярным сознанием в соответствии со своими гедонистическо-индивидуалистическими ценностями, превращается в каламбур. Святые смеялись над миром как совокупностью страстей, – мир смеется над святыми, ибо, если он перестанет смеяться, он ужаснется своему безумию.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.