Монахиня Екатерина (Екатерина Дмитриевна Декалина).

Именно так написано на первом листке следственного дела. Оно тоненькое, всего несколько страничек: здесь и ордер на арест, и анкета арестованной, и протокол ее допроса, и акт о расстреле…

            Преподобномученица Екатерина – одно из 8 имен святых, в земле Симбирской просиявших. Принимая постриг, монах становится как бы отринувшим весь мир, свою прошлую жизнь и даже, зачастую, само имя свое… В православной традиции не принято монашествующим рассказывать о себе, вероятно, поэтому так скудны данные их биографий. И о Екатерине (Декалиной) из общедоступных источников известно немного.

            Родилась в ноябре 1875 г. в селе Панская Слобода Симбирского уезда в русской крестьянской семье. У родителей было четверо детей; добротный деревянный дом с большим фруктовым садом; в хозяйстве лошадь и корова. Всей семьей Декалины ходили в храм, исповедовались, причащались. Но Екатерина с детских лет отличалась особой набожностью и, когда ей было 15 лет, объявила родителям о желании посвятить свою жизнь Богу. Отец отвез ее в Симбирский Спасский женский монастырь 20 ноября 1890 г.

            Интересно, что 23 года она жила здесь воспитанницей и трудницей, усердно исполняя все послушания, а 28 октября 1913 г. указом Симбирской Духовной Консистории была определена в число рясофорных послушниц монастыря.

После 1917 года монастырь был обречен, впрочем, как и те, кто населял тогда женскую обитель, в мае 1920-го монастырь был закрыт. На его территории, как это ни кощунственно прозвучит, был организован концлагерь.

Современный вид Спасского женского монастыря

            За годы жизни в монастыре м. Екатерина подружилась с м. Анастасией – Анастасией Степановной Фокиной. Они «в складчину» купили домик по Петропавловскому спуску, стали жить там вдвоем, и образ их жизни мало отличался от монастырского уклада. Чтоб заработать на пропитание, устроились в учреждение «Техлессемкультура», а после увольнения как «классовых врагов», они стали стегать одеяла и покрывала.

            Их обеих арестовали 18 декабря 1937 г. и расстреляли через два месяца в ночь с 17 на 18 февраля 1938 г. Ее слова из протокола допроса: «…эта власть не от Бога, а от антихриста. С этим положением я не могу смириться до настоящего времени, и в силу своих убеждений в существование Бога я и буду говорить об этом до самой смерти» – это  подписание себе смертного приговора.

18 августа 2004 г. м. Екатерина была причислена к лику святых.

            Все то, что известно о ее подвиге, умещается в нескольких строках. Может быть именно эта скудность информации порождает вопросы и размышления о политической составляющей ее подвига, когда считают, что «не исповедничество Христа, а сопротивление Советской власти было непосредственной причиной расстрельного приговора».

            Тем бесценнее оказались для меня эти странички следственного дела.

            К своему удивлению обнаружила в анкете в графе, указывающей дату рождения, запись без числа – просто ноябрь 1875. В протоколе обыска, который составлялся на месте, кроме паспорта на имя Декалиной Екатерины Дмитриевны ничего больше не значится, а в Постановлении об избрании меры пресечения нет сформулированного обвинения, есть графа «подозреваемого в организованной к-р деятельности против Советской власти». В этой «к-р деятельности», т.е. контрреволюционной деятельности, обвинялись 55 человек, чьи жизни оборвались в одну ночь.

            Мне, что называется, бросилось в глаза, что следователь называет ее «монашкой», так именуя и в деле. Не монахиней – монашкой. Она послушно вторит ему в своей анкете: монашка.

На вопрос «Состав семьи» она дает ответ «Родных никого нет». А родные были. В частности, они жили ниже спуска, почти на берегу Волги, и воспоминания своей матери – племянницы м. Екатерины – хорошо помнит сегодня Татьяна Буцыгина. Матушку Екатерину в их роду называют «бабушка Катя».

            Мне довелось общаться с нею на одном из дней памяти Симбирской святой. Именно Татьяна рассказала мне о тех личностных качествах, которыми обладала Екатерина Дмитриевна Декалина: «Она была спокойной и уравновешенной, но в то же время человеком с достоинством и убежденностью. Однажды сосед, видя, как матушки подкармливают ребятишек, начал говорить, что, мол, нечего детей-то привечать, кормить да разговоры с ними разговаривать, сами бы ели досыта. Бабушка Катя ему сумела такой ответ дать, что больше он не стал её поучать».

            А далее то, о чем не следует замалчивать. Считается, что монахиня Екатерина на допросе назвала лишь одну фамилию Анастасии Фокиной, да и то потому, что их арестовали вместе. Это не так.

На приказ следователя: «Назовите всех пофамильно ваших близких знакомых по городу Ульяновску с кем вы имели связи», последовал ее ответ. Да, она называет людей. Но! Но они уже все арестованы, причем, практически все не одновременно с нею, а до ее ареста! Кстати, монахинь из Спасского монастыря она называет, произнося лишь имя (замечу, оно часто не совпадало с паспортными данными) и говорит, что фамилии не знает. И не могу удержаться от одного яркого примера: м. Екатерина назвала фамилию Александра Александровича Сереброва. Действительно, в нашей епархии был такой священник, о. Александр был на момент ареста настоятелем храма Неопалимая Купина на Куликовке. А арестовали его (внимание!) 18.10.1936г. Он был осужден 24 июля 1937 г. и приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, где был рабочим рудника. 25 ноября 1937 года о. Александр в ссылке был арестован, 1 декабря приговорен, а 2 декабря расстрелян. Протоиерей Александр Серебров в августе 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Таким образом, к тому времени, когда имя его было названо в ответ на вопрос следователя, о. Александра и в живых-то уже не было.

Или фамилия Василия Александровича Богородского. Скажу лишь, что он был арестован задолго до м. Екатерины – 26 сентября 1937, а расстрелян раньше её – 22 января 1938.

Знала ли она это, владела ли информацией? Осмелюсь предположить – да. Знала. Она называет: «монахиня Плетминцева Степанида Петровна», которая осуждена 29.12.1937г. и расстреляна; но не произносит имя монахини Дьяковой Анны Федоровны, которую просто не могла не знать: м. Анна была 1881 г.р. из села Панская Слобода – приговор 29.12.1937 и расстреляна.

Мое убеждениетаково: матушка Екатерина Декалина шла не «против». Она шла «за». За Бога, за веру нашу православную она отдала свою жизнь.  

Представительница рода Декалиных – Татьяна Буцыгина – жена офицера. Она рассказала мне, что всегда ощущает помощь Святой в своей жизни, карьере мужа, судьбе  детей… «В 2014 году нам была необходимость поехать в Украину. Так было страшно! Но надо. В последний момент я положила прямо поверх вещей в чемодан поясок с молитвой и иконку, что досталась мне от мамы в наследство, а ей, в свою очередь, от бабушки Кати. Вы не поверите! Идут украинские пограничник и таможенники, всех проверяют, а мы сидим за столиком на своей боковой полке и словно нас нет, даже никто и не замечает! Чудо какое-то!»

Почему же не поверю?! Верю. А Вы?

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.