За пять минут до веры

Всегда интересно, для чего молодежь приходит в православный молодежный клуб. Причины могут быть разными, начиная от праздного любопытства и заканчивая серьезным желанием больше узнать о Боге, о вере о православной Церкви.

Как правило, работа православного клуба сводится к следующим вещам: учебный блок (изучение с батюшкой Священного Писания или беседы на заданные темы), совершение дел милосердия (добровольчество, участие в различных акциях и мероприятиях), знакомство участников и их совместный досуг. Практика показывает, что все и всем не может быть интересно одновременно, хотя и встречаются такие уникальные люди, которые успевают участвовать и, главное, хотят участвовать везде. Но бывает и так, что слушателям курса по изучению Нового Завета не интересно заниматься добровольчеством или у них нет на это времени. Добровольцам не всегда интересен образовательный блок. Есть, в конце-концов, экстраверты и интроверты – вторым совместный досуг не так интересен, в день общего выхода куда-либо они просто отсидятся дома. Руководитель клуба прекрасно знает «костяк» и может выстраивать работу молодежного объединения, варьируя между интересами его конкретных участников. Однако как быть с новичками, которые, к тому же, не всегда хотят сразу раскрываться в пока еще малознакомой им компании?

Вряд ли молодежный клуб работает стихийно. Наверняка есть определенная программа, которая реализуется в течение года. Новичок встраивается на определенном этапе и не всегда сразу понимает, что к чему. То, что остальные изучили давно, для него в новинку и в диковинку. Хорошо, если он быстро разбирается и встраивается, но человек может и уйти, не найдя себя места и посчитав себя лишним. Поэтому важно уделять внимание новеньким ребятам, интересоваться степенью их воцерковленности и уровнем знаний о Церкви. Но, главное, нужно выяснить, для чего пришел этот человек, что он хочет получить от посещения православной молодежки.

Мое первое посещение православного молодежного клуба вряд ли можно было бы назвать удачным. Дело в том, что для меня на тот период времени было важно услышать слово о Боге. Однако этого самого слова я так и не услышал – сложившийся коллектив играл в этот день в настольные игры. Нет, я вовсе не противник настольных игр и сейчас прекрасно понимаю. Для чего они нужны, но я шел в молодежный клуб с желанием получить от посещения нечто иное. Поэтому важно узнать, для чего пришел новый человек, что он хочет?

Также важно понять, чего хочет руководитель, организовав православный молодежный клуб на приходе. Бывает так, что молодежка существует довольно долгий период времени, ребята все хорошие, в храме на богослужениях время от времени появляются, на встречах слушают внимательно, в каких-то мероприятиях даже задействованы… А потом начинают одна за другой «всплывать» копившиеся столь же долгое время проблемы. То кто-нибудь возьмет да и признается, что за несколько лет существования молодежного клуба ни разу не причастился и не исповедался. Получается, что никому до человека особо дела не было. Да и он не чувствовал себя настолько комфортно, чтобы у кого-то мог спросить, как это делается. Или выяснится, что православный юноша или православная девушка параллельно с клубом посещают еще какое-нибудь сектантское собрание. Ответ поразит еще больше: а что такого, там же тоже говорят про духовность?

Кстати, а насколько у православной молодежи качественные знания о православии? Легко ли ребята могут рассказать о двунадесятых праздниках, провести экскурсию по храму так, чтобы его устройство запомнил ребенок или грамотно изложить Символ веры? А если провести викторину на знание Ветхого и Нового Заветов?

Все эти вопросы крайне неудобны и всячески хочется избежать их. Но если собрать группу ребят при церкви и просто назвать их православной молодежью, наверное, это не будет иметь большого смысла. Важно, чтобы в их головах были соответствующие знания. Важно, чтобы они понимали, что добрые дела делаются во славу Господа нашего Иисуса Христа, а не на камеру для местного телеканала и последующего отчета. Количество проведенных мероприятий, за которым иной раз хочется погнаться, не должно сказаться на качестве молодежной работы. Большинство этих молодых людей находятся в пяти минутах от веры, так почему бы не помочь им?

Бывает так, что кто-то из молодежи сразу видит Христа во главе всего. В православном клубе «Спас» был молодой человек, который после пары уборок в алтаре перешел туда уже в качестве постоянного алтарника. Бывает и по-другому, молодой человек или девушка принимают участие в большом количестве добровольческих акций, прежде чем меняют свое отношение к церкви и в последующем переступают порог храма. Кто-то, потерявшись в количестве мероприятий, может упустить из вида главное – жизнь со Христом, чего нельзя допустить руководителю клуба. Важно делать паузу, определенный перерыв и снова «сверять часы» – все ли понимают, кто мы и для чего делаем то, что делаем? Нет? Тогда позвольте вам напомнить…

Понятно, что индивидуальный подход возможен далеко не всегда, тем более, когда людей в клубе становится так много, как много обязанностей и параллельных дел ложится на руководителя. И потому у него со временем могут появиться помощники из числа самих же ребят. «Костяк» начинает работать с новичками, реализуя принцип преемственности, к тому же новенькие уже не будут чувствовать равнодушного отношения к себе.

Православный молодежный клуб достаточно сложный организм, изучая который, можно писать целые исследовательские работы, вычленяя как проблемы православной молодежи, так и молодежи вообще. Неравнодушие – это та роскошная по сегодняшним временам вещь, которая влияет как на приток новых участников в клуб, так и на отток людей из молодежного движения.

Кстати, я бы посоветовал новичкам и самим быть активнее и задавать больше вопросов священнику, либо другим участникам. Если бы я при первом посещении молодежного клуба ясно и четко обозначил бы свою позицию, что пришел не играть, а услышать слово о Боге, ситуация сложилась бы совершенно по-другому. Иногда православному христианину нужно почаще уподобляться апостолу Петру, который старался первым из апостолов отвечать на вопросы Христа, первым совершать какие-то действия, беря на себя ответственность и имея определенное дерзновение (в положительном ключе этого слова).

И независимо уже от того, является ли человек из православного молодежного клуба новичком или он давно туда ходит, для всех очень важно самообразование. Если считать себя христианином на полном серьезе, то, конечно же, нужно познакомиться с текстом Библии и православного катехизиса. Можно взяться за Закон Божий или учебник по истории Церкви. Самостоятельно начать изучать такие базовые вопросы, как устройство храма, виды священнических облачений, православные праздники и круги богослужений.

В авторской программе на телеканале «Спас» режиссер Никита Михалков с большим сожалением отмечал, что сегодня ушла в прошлое потребность людей в самообразовании, в стремлении к знаниям. Конечно, было бы неверным давать в православных клубах семинарские курсы, но, с другой стороны, основные базовые знания о церкви молодежь может получить только здесь. Хорош уровень той молодежки, где восемьдесят процентов участников готовы вступить в общение с инославными или представителями культов, которые могут грамотно и понятным языком рассказать об основных положениях православного вероучения. И если пока такого уровня еще нет, то есть куда стремиться, и есть над чем работать, главное, вовремя продиагностировать проблему и начать решать ее.

Иначе может случиться так, что за воздушными шариками и флагами Христа молодые люди так и не разглядят. Они могут принимать участие в благотворительных акциях при храме, но так в него и не зайти. Могут рассуждать о трехчастном строении души и опасности экуменизма, но проходить мимо Чаши с причастием. Ради чего тогда была вся бурная и кипучая деятельность, напоминающая новозаветный эпизод о сестрах Марфе и Марии?

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.