Христианин и обиды

«Весь мир во зле лежит», – свидетельствует апостол Иоанн Богослов. Традиция толкования этого утверждения относит его не к миру как материальному творению, созданному благим Богом, а к сфере межчеловеческих отношений, поврежденных грехом.

 Действительно, в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неприятными и даже оскорбительными действиями со стороны окружающих: хамством, непониманием, злобой, превозношением, невниманием. Встречи со всем этим злом, к сожалению, не проходят бесследно – наша душа опаляется обидой, ненавистью, желанием отомстить и доказать оппоненту свою правоту. Здесь для христианина возникает проблема: такая зараженность встреченным злом противна внутреннему христианскому устроению, которое стремится утвердить в своей душе верующий.

Спаситель заповедует не только не творить обидчикам зла, но и научиться любить их: «...благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44), «...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). А апостол Павел наставляет ефесских христиан: «...будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).

На мой взгляд, прощение подобно лекарству против инфекции. Простить – значит, обезвредив проникшее в душу зло, остановить его рост во внутренней и внешней среде, отпустить прошлое и не дать ему управлять тобой. Однако иногда это очень сложно сделать.

Опыты уступчивости

Святитель Феофан Затворник, отвечая на вопрос о том, как человеку неуступчивому научиться правильно реагировать на обиду, пишет: «В христианстве под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возьмется за это усердно и со своей стороны употребит всякий над собою труд. Не сам собою он переделает себя, но переделает его благодать, действуя сокровенно». Это общий принцип внутренней духовной работы: человек трудится, думает, ищет методы, как достичь цели, и в ответ на усилия получает благодать, постепенно преображающую его внутренний строй.

Также святитель Феофан предлагает прощать наперекор своему нежеланию. Эти многократно повторяемые опыты уступчивости и прощения против воли, по мнению святого затворника, рано или поздно приведут к тому, что человек станет охотно прощать, а затем и вовсе перестанет огорчаться. Еще одним приемом, который способен побудить к прощению, является память о том, что Бог постоянно милует нас, воздавая «не по беззакониям нашим».

Как много людей мы сами обидели за свою жизнь? Иногда этот опыт возвращается к нам, но только теперь мы становимся объектом, который претерпевает «несправедливость». Нам нужно учиться прощать, ведь христианин призван являть в своей жизни отсвет Божественного совершенства.

Молитва или ругательство?

Не будем забывать и про молитву за врагов и обидчиков. Иногда приходилось слышать от православных в адрес своих недоброжелателей молитву «Спаси тебя Господи»: вот только произносилась она с прямо противоположной интонацией. Удивительно, что в своей обиде даже молитву мы способны обратить в ругательство!

Чтобы не держать зло, полезно попытаться объяснить поведение обидчика. Вопрос о прощении обид можно рассматривать в связи с промыслом Божием о человеке. В христианстве есть два противоречивых утверждения, которые оба одновременно являются истинными: Бог на сто процентов ответственен за жизнь человека, но вместе с этим и человек на все те же сто процентов ответственен за свою жизнь. Бог знает нас лучше, чем мы сами, поэтому Он направляет обстоятельства нашей жизни так, чтобы мы могли получить максимальную духовную пользу. А значит, когда человек встречается с неприятными ситуациями или невыносимыми людьми, то можно предположить, что именно это ему и нужно в данный момент. Может ли опыт встречи с «оскорбительным» быть полезен? Он способен открыть какой-то наш застарелый изъян, препятствующий дальнейшему духовному развитию. Поэтому досаждающих людей можно воспринимать как учителей. Святые так и делали.

 Неприятное обучение

Если мы внимательно всмотримся в духовную глубь тревожащей ситуации, то поймем, что ничего плохого не случилось, а значит, и прощать нечего. Здесь все зависит от нашего восприятия. Например, отец вытолкнул сына из лодки, и тот упал в воду. Что это? Жестокий отец желает унизить/утопить сына или любящий отец хочет, чтобы его сын научился плавать, и готов вытащить его, как только наступит критический момент? В каком-то смысле Бог поступает с нами так же, как любящий отец, который стремится научить сына плавать. Это обучение часто неприятно, но если ты хочешь выжить, то нужно преодолеть трудности.

Почему прощение тяжело дается? Потому что мы начинаем мнить себя жертвами несправедливости, которую учинил по отношению к нам другой человек, лишив нас покоя и радости. Но в том-то и дело, что для подлинного прощения следует отказаться от сознания жертвы и перестать обвинять обидчика, тем более что окончательный судья человеческих поступков – Бог.

Христианские подвижники заметили, что человек видит в других те страсти, которые есть в нем самом. Он все понимает исходя из своей страстности. Мы ощущаем себя жертвами потому, что действия или слова ближних затрагивают наши чувства вины, гнева, страха, ярости, гордости. Разве другой человек виновен в том, что разозлил меня? На самом деле, источник негативных чувств – мы сами! Если осознать это, то появится возможность преодолеть восприятие себя жертвой.

К сожалению, мы часто принимаем за прощение то, что им на деле не является. Ложное прощение – это своего рода самообман, старая непобежденная злоба с осознанием себя жертвой и саможалением, отравляющим душу. Например, если человек, считающий себя праведником, дарует прощение своему обидчику как жалкому и глупому человеку – то это лишь высокомерие. Зачем прощаем? Прощение может быть лицемерным. Человек только внешне пытается выражать признаки прощения: приветливость, радость от встречи, но внутри он считает виноватым другого человека и злится на него.

Можно всегда и всем все «прощать» просто от бесхарактерности, из страха испортить отношения, потерять одобрение, боязни конфликтов, потери выгоды. Тогда уступчивый человек на самом деле не прощает, а накапливает обиду, так как ощущение, что другой человек виноват перед ним, не уходит. Такое положение опасно тем, что однажды наступит предел способности терпеть «несправедливость» и на окружающих выльется лавина ненависти и оскорблений. И, скорее всего, ничем хорошим такой взрыв не закончится. Поэтому нужно уметь спокойно высказывать свою позицию.

Христос указывает на необходимость диалога в конфликте: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк. 17, 3). Столкнувшись с несправедливостью, нам следует проанализировать событие, сделать выводы, преобразить этот негативный урок в опыт, ведущий к добру и росту. И простить. Если мы будем так поступать, то выйдем из ситуации победителями.

 

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.