Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя
Коль скоро в предыдущем материале речь у нас шла о родословной Иисуса Христа, то нельзя не сказать и о том, кто, являясь Спасителю кровным родственником, стал еще и Его Предтечей – Иоанне Крестителе. О его родителях повествует нам евангелист Лука. Захария, отец пророка Иоанна, был священником Авиевой череды. Не каждый мог стать священнослужител
Рождению Иоанна предшествовало чудо, когда Захарии явился ангел и сказал «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн» (Лк. 1:12-13). Захария был смущен таким благовестием, так как был весьма стар и его супруга также находилась в преклонных годах. За это недоверие ангел предсказал Захарии немоту вплоть до рождения сына. Из Евангелия мы знаем, что уста священника отверзлись только с написанием имени своего ребенка на дощечке. Здесь отметим одну особенность: во всяком роду имена давались детям только те, которыми уже назывался кто-то в предшествующих поколениях. Иоанн же был назван так по божественному волеизъявлению. Стоит сказать еще и о том, что бездетность в те времена понималась людьми, как наказание Божие за грехи. Конечно, к родителям пророка это не относится, так как по свидетельству евангелиста Луки они были непорочны перед Господом и всегда поступали по Его заповедям. Еще во время беременности Елисаветы будущий пророк Иоанн «взыгрался во чреве» матери при встрече последней с Марией Богородицей. Толкователи называют этот момент первым пророчеством Иоанна. После своего рождения Иоанн возрастал и укреплялся духом. Мы знаем, что до времени своей проповеди он был в пустыни, носил одежду из верблюжьего волоса и питался медом и акридами (вероятнее всего это некая разновидность саранчи, хотя точно перевести это слово невозможно). Заметьте, что самый факт того, что Иоанн носит одежду из шерсти верблюда – возмутительное явление для его времени, ибо верблюд является животным нечистым. Иоанн сознательно уничижает себя и едой и одеждой своей.
От евангелиста Марка мы можем узнать о проповеди Иоанна, которая находит подтверждение и в неевангельских источниках у Иосифа Флавия. В основе этой проповеди лежало призвание к покаянию и крещение во оставление грехов. Эта проповедь имела большой успех, к пустыннику приходило великое множество людей и это, конечно, вызывало зависть правителя Ирода, который и умертвил Иоанна. Но перед тем как сказать об этих трагических событиях, стоит немного уточнить, что же подразумевалось под «покаянием» и «крещением» во дни Иоанна. Покаяние или по-гречески «metanoia» означает изменение. Лев Карсавин назовет это «умопеременой». Но мы должны оговориться, что под умом нужно понимать не просто интеллектуальные способности человека, но дух. То есть полное изменение духа человека, всей его внутренней жизни – вот чего требовал Креститель Иоанн. Он же и крестил тех грешников, что приходили к нему. Это было весьма ново! На самом деле собственно то, что в нашем современном переводе названо крещением – baptizo отнюдь не ново для древности. Погружали (а именно так дословно переводится baptizo) в воду язычники, когда, к примеру, покупали новых рабов. Таковые погружались в воду во имя своего нового владельца, полностью сменяли свои одежды и становились его собственностью. В религиозном контексте погружение использовалось тогда, когда посвящались Единому Богу язычники. Это была разовая акция в жизни таковых. Но вот тут приходит Иоанн и требует от иудеев этого крещения, этого погружения. То есть сам факт принадлежности к иудаизму, как показатель избранности, святости, уже не работает. Значит иудеев надо вновь приводить к отеческой вере, к иудаизму. Кстати сказать покаяние как изменение и есть вот то самое обращение к вере отцов на языке времени Иоанна. Покаяться – значит изменить свой путь, путь, который увел от Закона. Все это, конечно, вызывало удивление у иудеев.
Вот вновь мы видим, как в малом, казалось бы, отрывке Святого евангелия сокрыто столько интересного, познавательного и глубокого для нас с вами. Заметьте, что проповедь Иоанна вполне относится и к нам, ведь как часто мы надеемся, что сам факт принадлежности к Церкви уже спасает нашу душу! Но это не так. Крещение наше – первый шаг в Церковь, первый шаг на длительном и тернистом пути изменения самого внутреннего устройства нашей жизни. На это могут уйти десятилетия! Как же поступать нам в этом мире, а в особенности тем, кто вынужден жить среди порою неверующих людей, занимаясь мирской работой, находясь в таких обстоятельствах, сбежать от которых не представляется возможным? С подобными вопросами приходили и к Иоанну и он находил емкие и краткие ответы. Какие? Их вы можете найти на страницах Писания или же дождаться нашего следующего выпуска…
Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)