Епархия, театр и школа

Четвертый год продолжается сотрудничество между Ульяновским драматическим театром имени И.А. Гончарова и Отделом религиозного образования и катехизации Симбирской и Новоспасской епархии. Четвертый год школьники города и области приглашаются к участию в творческом конкурсе эссе, который основывается на впечатлениях от просмотренного спектакля. В этом году материал для размышления и творчества был предложен создателями спектакля «Капитанская дочка» по одноименной повести А.С. Пушкина, поставленного режиссером Олегом Липовецким.

В конкурсе каждая из организующих сторон, наверное, преследует собственные цели, но они настолько благородны и симпатичны, что радостно поддерживаются всеми участниками и партнерами. Коллектив театра старается прививать школьникам вкус к искусству на сцене, побуждает молодежь относиться к театру более внимательно, вдумчиво и серьезно. Симбирская епархия хочет помочь учащимся задуматься о том, что действительно важно в жизни. Театр предоставляет для этого очень богатые возможности.

Чтобы направить мысль юных авторов к решению самых глубоких и сложных вопросов бытия, на этот раз были предложены следующие темы для размышлений:

 – «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»,

– «Женская тема в русской национальной идее»,

 – «Христианская позиция в эпоху общественных потрясений».

Активность школьников оказалась необычайно высокой. На суд конкурсной комиссии было представлено более сорока творческих работ. Конечно, за это нужно быть благодарными, прежде всего, школьным учителям, которые пригласили своих учеников на спектакль и приложили немало стараний, чтобы побудить их к творческому отклику. Без самоотверженного труда педагогов наш народ навсегда останется глухим и немым. Он будет слышать только то, что звучит на улице и с экранов, и реагировать на услышанное лишь краткими эмоциональными репликами.

Привычка к чтению наполняет умы более глубоким содержанием, а владение письменной речью позволяет выстроить сложную, точную и глубокую мысль. О чем же думают современные школьники? Как член конкурсной комиссии я могу судить об этом на основании прочитанных текстов.

Авторы эссе – эмоциональные и отзывчивые зрители, которые обращают внимание на все увиденное и услышанное в театре. Сценография, декорации, актерская игра, хореография, музыка, – все вызывает их живой отклик и побуждает к глубокому переживанию авторского замысла. Но кроме этого, участники конкурса способны перевести взгляд со сцены на окружающую повседневную жизнь. Их суждения точны, благожелательны, часто наполнены глубокими нравственными размышлениями и оценками.

Ученица школы №22 Елизавета Кашина начинает свое эссе с проблемы: «Мы живем в непростое время… Это время потрясений, катаклизмов, перемен…», «Сегодня понятие "грех" уходит в небытие. Он, к сожалению, становится нормой, поскольку в обществе потребителей нет места понятиям "нравственность", "духовность". Гораздо проще стало мыслить категориями "выгодно-невыгодно", "куплю-продам"».

 На русскую идею авторы эссе смотрят по-разному. Так, ученица воскресной школы Духосошественского храма Дарья Алексеева понимает русскую национальную идею как «сохранение того, без чего народ не считается народом, первооснов жизни человека. Язык, культура, вера. Такие, казалось бы, мелочи, как рецепт блинов или вышивание полотенец. Народные промыслы и национальные блюда, обучение детей и передача опыта из поколения в поколение».

Димитровградская школьница, тоже Дарья, но Суркова, видит в национальной идее, главным образом, патриотизм, объединяющий народ в единое целое. А ученица ульяновского многопрофильного лицея №11 Анастасия Щепочкина обращает внимание на нравственное измерение народной жизни. По ее мнению, русская идея – это высокая нравственность, честность, порядочность, верность.

Сразу видно, что многовековые споры взрослых о русской идее не остались незамеченными. Новое поколение не только выбирает «Пепси», как старается убедить льстивая реклама, но и принимает на свои плечи проблемы своего народа и человечества в целом.

 Стоит ли винить ребят в том, что они не смогли сходу решить проблему, о которую сломало зубы не одно поколение мудрых и образованных предшественников? Особенно ясно это видно в попытках рассмотреть женское лицо русской идеи. Тут, возможно, сыграл свою роль сформированный в школе штамп – стереотипный образ школьных сочинений.

Все авторы описывают женские образы. Перечисляют замечательные черты характера героинь, их человеческие качества и в конце делают вывод, что это и есть национальная идея. Но ведь это вовсе не так! Национальная идея – это не черты национального характера. Идея – это разгадка тайны, выражение мотива, объясняющего, зачем и почему народ поступает в своей истории так, а не иначе. Почему он именно таким образом, а не по-другому, воюет, бунтует, проявляет верность и неверность, любит и ненавидит, радуется и страдает. С этой задачей – сформулировать именно женский вариант выражения национальной идеи – не удалось достойно справиться, пожалуй, никому из участников конкурса.

 Владислава Какарова из Димитровграда пишет о «связи Петра с отчим домом». Возможно, она понимает русскую идею в духе учения Николая Федорова как оправдание веры отцов. Но до окончательной ясности эту мысль не доводит. В заключении ее интересного эссе почти оговоркой проскользнули слова о том, что идея – источник силы и стойкости народа. Осталось только назвать имя этого источника, но… увы! Искусство подобно увеличительному стеклу или «волшебному фонарю» может показать и постоянно показывает нам то, что неразличимо обычным взглядом.

Например, некоторые авторы отметили сказочные мотивы в повести Пушкина. Действительно, история Петра Гринева и Маши Мироновой очень напоминает приключения сказочных героев, проходящих множество испытаний в поисках своего счастья. Их сказочные предшественники – Иванушка-дурачок и Василиса Прекрасная. Многие авторы эссе пытались выстроить ряды литературных аналогов, включая в них Татьяну Ларину, Соню Мармеладову или тургеневских девушек. Но почему-то их внимание ограничивалось девятнадцатым веком.

Стоит посмотреть немного вперед и уже можно различить на просторах литературного мира Вечную Женственность Владимира Соловьева, Незнакомку Александра Блока. Это тоже женские образы русской идеи. А если продвинуться еще дальше в двадцатый век, мы увидим, как русская идея в лице булгаковской Маргариты летает над Москвой на метле и председательствует на балу с участием нечистой силы. Искусство показывает нам, как с русской душой может происходить и, пожалуй, происходит не только что-то прекрасное и идеальное. В русскую идею порой попадает и то, чего мы не хотим, чтобы в нее входило.

Владислава Какарова прямо об этом заявляет: «Мы, современные русские девушки, олицетворяем собой русскую национальную идею». Сказано смело! Но очень хочется, чтобы мы были хотя бы носителями идеи, то есть, идеалистами – людьми, способными на подвиг ради служения своей идее. Владислава думает немножко по-другому: то, что мы собой олицетворяем, и есть национальная идея. Но мы можем вообще ничего доброго не олицетворять или выражать собой нечто совсем уж нежелательное! Я, наверное, слишком сильно увлекся русской идеей и временно оставил без внимания другие темы. Возвращаюсь к ним.

О бессмысленности и беспощадности русского бунта все авторы рассуждают примерно одинаково. Никто не хочет оказаться в зоне действия его разрушительных сил. «Чем больше терпел и страдал народ, тем страшнее стихия, сметающая все на своем пути. А стихией управлять невозможно, поэтому ее жертвами становятся и сами вожди, – пишет ученик Андреевской средней школы Данил Скоробогатов.

 – В большинстве случаев такие взрывы негодования бессмысленны, так как в их основе нет конкретных планов на будущее. И для того, чтобы отстоять свои интересы и права, мы должны избирать иные методы без крови и насилия». Демократические убеждения – не самая худшая позиция, на сегодняшний день даже очень респектабельная.

Ученица Подлесненской общеобразовательной школы Виктория Коткова дополняет их гуманистическими взглядами. «Стараться понять другого, видеть в нем равного себе, достойного уважения человека – вот основной принцип гуманизма, – пишет она. – Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия. Жизнь рассматривается как высшая ценность. Поэтому нужно делать все необходимое для ее сохранения». Это очень доброе намерение! Но, пожалуй, стоит напомнить о том, что под флагом гуманизма в человеческой истории проходила борьба с христианской церковью за построение безбожного мира. К сожалению, не только современные школьники, но и их родители не очень хорошо знают историю. Иначе наше поколение вряд ли позволило бы уничтожить большую и сильную страну, поддавшись призывам к общечеловеческим ценностям – еще одной хитрой идеологической ловушке, направленной на уничтожение любой национальной идеи. В связи с этим для меня очень важной оказалась последняя из заданных тем о христианской позиции в эпоху общественных потрясений.

Саму описанную Пушкиным историю русского бунта, равно как и личную историю его героев, можно рассмотреть под разным углом. Очень хотелось, чтобы наши школьники открыли в себе именно христианский, а не какой-нибудь другой взгляд на жизнь и ее отражение в искусстве. Поэтому так трогательно мне было прочесть в сочинении Елизаветы Кашиной эти очень христианские рассуждения: «Будут ли счастливы Маша Миронова и Петр Гринев? Вне всякого сомнения. Ведь они живут с верой в душе...» Было бы прекрасно, если бы мы в своей собственной жизни решали вопросы связи веры и счастья также просто и прямо, как это делает Елизавета! Вообще, неслучайно вопросы о счастье и смысле жизни чаще всего затрагивались именно в эссе на «христианскую тему».

Рискну занять ваше внимание еще одной довольно длинной цитатой из работы ученика 9-го класса Барышской школы Алексея Петеркаева: «Счастливый конец "Капитанской дочки" А.С. Пушкина – это следствие глубочайшей уверенности писателя-гуманиста в том, что мир держится на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание. Хочется верить, что каждый из нас, россиян, будет не просто ценить счастье быть рожденным в России, но и постарается идти путем христианских заповедей, потому что только так можно стать по-настоящему счастливым». Так думает не какой-то присяжный столичный политолог-пропагандист, а простой школьник из районного центра! Не бежать из «этой страны», как некоторые, а быть счастливым оттого, что здесь родился и живешь, стараешься идти по пути христианских заповедей.

Мне кажется, что авторы эссе на третью тему ближе всего подошли к определению национальной идеи. Конечно, организаторы конкурса не ожидали от участников окончательных формулировок. Каждое новое поколение излагает русскую идею по-своему. Но то, что нам удалось побудить молодых людей к этой важной для них и для окружающего мира работе, следует считать несомненным успехом нашего начинания.

 

Протоиерей ДМИТРИЙ САВЕЛЬЕВ

Источник: газета "Православный Симбирск"

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.