Возьмите Иго Его. О бремени любви

Совсем недавно богословское академическое сообщество понесло тяжелейшую утрату: не стало профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева)[1]. Любой, кто был знаком с ним приходил в восторг от его эрудиции, манеры говорить, мыслить. Он был потрясающе обаятелен и умел, как никто другой, заразить всех вокруг вниманием к Слову Божию, желанием исследовать Писания. Именно на его лекции (самой первой, услышанной от него) я совершенно по-иному научился понимать тот отрывок, о котором сегодня хочется рассказать и вам.

Завершив нагорную проповедь, совершив чудеса исцеления и воскрешения, Господь наш Иисус Христос свидетельствует о Себе перед учениками Иоанна Крестителя, а потом произносит небольшой монолог, который всем прекрасно знаком из-за частотности его звучания в Церкви. Господь говорит: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». И вот эти на первый взгляд такие нехитрые слова на самом деле представляют собою практически революционную речь Иисуса из Назарета. На этом небольшом примере очень хорошо становится понятно для чего вообще нужна экзегеза текста Священного Писания и в чем прок от научного комментария к нему.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Воображение рисует нам картину того, как к воплощенному Господу приходят все уставшие от житейских сложностей люди, больные, хромые, прокаженные. Как Он милостиво успокаивает каждого пришедшего, предлагая ему взять легкое бремя Его на себя. И будет тогда всем хорошо и покойно… Очень велик соблазн того, чтобы толковать или комментировать этот отрывок именно в такой житейской перспективе. Однако на самом деле все здесь гораздо глубже и имеет серьезное богословское измерение. Для того, чтобы понять что же именно говорит Иисус Своему окружению, нужно знать особенности сложившейся к тому времени религиозно-языковой культуры.

Итак, ко времени проповеди Спасителя в еврейском словообороте сформировались устойчивые конструкции, выражающие их отношение к Закону. В первую очередь, стоит сказать о таком обороте, как «бремя неудобоносимое». Закон – иго и оно не легкое, оно тяготит. Действительно, количество ограничений, требований и предписаний Закона было настолько велико, что исполнить их все, претворить в жизнь не представлялось возможным. В одном из современных комментариев к этому отрывку приводится интересная древняя притча, которая изобилует отсылками к требованиям Закона. Так, одна женщина, будучи вдовой с двумя дочерями, решила вспахать поле и была ограничена Законом, так как нельзя была одновременно запрягать вола и осла; потом она не смогла засеять поле смешанными семенами, ибо Закон это запрещал; ровно как запрещал и дожинать до края поля, а если что оставил бы человек на поле, то не должен был забирать. Часть потом она должна была принести в жертву, а также первую и вторую десятину. Разочаровавшись, вдова покупает овец, но и тут требования Закона ограничили ее: она должна была отдать первенцев, а затем и часть шерсти. Когда она решила убить и съесть своих животных, вновь требование Закона напомнило ей отдать часть убитого животного. В итоге, она полностью была разочарована и много рыдала… Следует также помнить и об ограничениях в передвижении по определенным дням, ограничениям в работе, а также и лечении в субботу (помните пример, когда задержать кровь на ране можно, а наложить мазь – нет, так как это труд?). Таким образом, Закон – есть бремя. Следующее распространённое утверждение – «вернись к Моисею, приди к Моисею». Что это значило? Тот, кто согрешает – сбивается с пути, показанного некогда Моисеем, отвращается от заповедей, которые Моисей оставил. Грешнику советуют: «приди к Моисею», то есть вернись на путь истинный, вернись на тот путь, что Бог дал нам через заповеди!

Зная все это, как вы теперь расцените слова Христа? Это ли не революция? Все говорили «придите к Моисею», а Он говорит «придите ко Мне». Закон для всех – бремя неудобоносимое, тягостное иго, а Он предлагает Свое иго, которое «легко есть»! Поэтому этот отрывок из Писания не о бытовых проблемах, не о трудностях жизни или здоровья, он о том, что Христос пришел и учит нас «не как книжник и фарисей, но как власть имеющий». Это важнейший догматический отрывок, говорящий нам о том, какую власть имеет Иисус Христос, о том, что Он – воплощенный Бог, о том, что Он теперь есть Закон и спасение зависит от личного отношения каждого ко Христу!

Заповедь новую дал нам Христос и она о любви. Любовь – наше легкое бремя. Почему бремя? Да потому, что сопряжено с жертвой, вниманием и лишениями. Не так давно один безмерно уважаемый мною священник прислал мне смс с вопросом: «Ты не думаешь, что любовь – пропитана эгоизмом?» Мы потом беседовали об этом, а еще позднее я размышлял о том, что в нашей жизни часто случается так, что мы наполняем слова разными смыслами в зависимости от контекста, от того, что сами хотим видеть. Та любовь, о которой пишется в Евангелии, конечно же чужда эгоизма, та любовь о которой часто мы говорим – это в большей степени лишь эмоции, эмоциональная сторона любви. Дарить плюшевого мишку – эмоция; плакать на похоронах – эмоция и часто самосожаление (не успел сказать, не успел сделать, не успел попросить прощения). Уметь услышать то, что хочет сказать другой, проникнуться его мироощущением, помочь ему, не взирая на то, что тратишь свое время, свои силы, свои материальные средства – любовь. Это иго Христово: потерять свою душу в этой жизни, ради жизни будущей! Вот о чем говорит наш Господь. Это труд, но это исполнимый труд, этот тот труд, который не повергнет тебя в отчаяние, как Закон поверг вдову. Иго Христово, бремя любви – то, что приведет тебя к Истине, а значит сделает свободным и наследником нетленного Царства Бога.

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)


[1] Всем желающим глубже изучить Священное Писание Нового Завета (евангелие от Марка, послания апостола Павла, Апокалипсис) я рекомендую найти его лекции, беседы, книги и почитать. Его труды – это средоточие огромного исследовательского и педагогического опыта, начитанности и личного опыта сакрального.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.